Рафт глазами каякера

Откровения Валентина Юрина по поводу чемпионата "Замбези-96" по рафтингу.

"РАФТ - громоздкая, полужесткая надувная платформа, используемая преимущественно для транспортировки граждан по рекам на коммерческой основе. При использовании в режиме поддержки каяков способен вместить в себя неимоверное количество жратвы и пива."

W.Nealy, "Kayak"

Мне тоже случалось немного махать греблом на этой посудине, так что могу рассказать свои практические ощущения, кои вполне совпадают с теоретическими.

Во-первых, не такая уж она бронебойно жесткая, как о ней рассказывают. И травит она, и остывает в холодной водичке, и в результате вихляется, как сопля, хотя и меньше, чем полусдутый катамаран.

Во-вторых, сидеть и грести на нем действительно неудобно, и поза такая, что развить большое усилие нельзя.

В-третьих, держаться за рафт, подсовывая ступни под баллоны, в некоторой степени можно, но почти с тем же успехом можно крепко ухватиться ягодицами за борт. Сколько кг можно поднять одним только движением ступни? 5? 7? Попробуйте сами. Именно с такой силой вы держитесь за рафт, когда вас из него выбрасывает (какими-то силами, сравнимыми с вашим весом, - несколько десятков кг), и именно такое усилие вы способны передать на корпус судна при гребле.

В-четвертых, уже упомянутый выше переход количества в отрицательное качество. Конечно, приятно было посмотреть на слаженную работу хорошо тренированных экипажей на гладком отрезке реки, но когда на рафт садятся N среднестатистических юзеров в неоднородном потоке, он становится похож на сороконожку, которая пытается маршировать строевым шагом.

Максим Мошков:

Здесь настала пора вмешаться в спор и мне. На "Замбези-96" в каждом рафте сидело по 6 крепких мужиков с канойными веслами. Картина - эффектнейшая: все молотят со страшной силой, дружно, весело. И, похоже, без особой пользы для дела. В реальной коммерческой жизни все по другому: в центре рафта сидит один гид с распашными веслами и в одиночку полностью контролирует судно, груженое пивом, барахлом и гражданами, весла которым выданы для их собственного увеселения и ощущения собственной значимости. И ясное дело, что управляемость у рафта гораздо выше, чем у катамарана, - в этом его превосходит только плот с гребями – но рафтом управляет ОДИН человек, а для плота нужна хорошая схоженная команда.

Игорь Архипов:

В 1992 году довелось мне выступать на открытом первенстве Австрии по рафтингу. По тусовке чувствовалось, что здесь собрались не чайники. Различных типов рафтов я насчитал штук 6-8. Мы выступили на 2 катамаранах 4-ка и 2-ка. На 4-ке травил баллон и поэтому во время заезда приходилось время от времени прямо на воде и поддуваться. На 4-ке у нас сидело 3 мужика, не самых здоровых и одна девушка. На 2-ке два мужичка, один практически без опыта. Длина дистанции была километров  5-7 причем не по гладкой воде. Правда вода была малая и сложность препятствий соответствующий. Вообщем настаканили мы там всю интернациональную компанию. Правда отрыв был небольшой минуты 3-4. Но тут надо учитывать, что у них на рафтах сидели уже скатанные экипажи со здоровыми мужиками, а у нас сборная солянки, а то отрыв мог бы быть и больше. Это я по поводу преимущества в скорости катамаранов перед рафтами.

Так почему же рафт столь популярен за бугром? Потому что он имеет одно важное достоинство: он давит своей тушей практически все, что может встретиться ему на реке, даже невзирая на помехи, создаваемые экипажем. Управлять им в такой степени, как каяком, невозможно и не нужно. Он оптимален именно для слабоуправляемого сплава, когда масса огромная, а усилия  маленькие. В этой экологической нише он и живет, а поскольку эта ниша весьма богата пищей – клиентами - чайниками, то рафты процветают и бурно размножаются.

Катамаран же представляет собой попытку совместить несовместимое: не удивительно, что получается ни богу свечка, ни черту кочерга. Порожден он нашим стилем туризма, когда, с одной стороны, очень мало людей что-то серьезно умеют, а с другой стороны - очень много людей хочет не просто плыть по речке, но и ощущать себя субъектом, а не объектом этого сплава. Конечно, хороший катамаран управляется на порядок лучше рафта, но и на порядок хуже каяка. С другой стороны, его грузопассажирские возможности на порядок лучше, чем у каяка, и на порядок хуже, чем у рафта. Это какой-то гибрид вроде ужа с ежом или пива с водкой. А за бугром пошли по иному пути: там развились два типа судов (каяк и рафт), каждый – оптимальный для своей экологической ниши. И между собой они, в общем-то, не имеют практически ничего общего, кроме того, что оба живут на бурной воде. Примерно столько же общего между слоном и тигром: оба благополучно живут в одних джунглях, но один из них - совершенство громоздкости и толстокожести, а другой - совершенство динамики.

Почему же, в таком случае, на рафтах устраивают соревнования? Да просто потому, что соревноваться можно в чем угодно и на чем угодно. Существует Формула-1, но существуют и гонки на тракторах, грузовиках, инвалидных колясках... Поскольку стремление к соревнованию и доминированию, увы, крепко вбито в любую самовоспроизводящуюся материю тысячелетиями естественного отбора, то охотники для любых соревнований всегда найдутся. Были бы только материальные возможности... Если есть богатенькие спонсоры - будут соревнования.

По моему мнению рафт хорош:

а) Для катания толстых дядек и теток с не менее толстым потомством и кошельками. Да не очень-то толстый кошелек для этого нужен - важнее, чтобы клиент был не прочь его развязать. А вот толстая  ж... гораздо важнее: если ее нет, то потенциальный рафтоид может убежать в каякеры.

б) Для транспортировки больших мешков (да хоть с картошкой). В турецком Курдистане есть хорошая сплавная речка Фират. Курды возят по ней оружие, чтобы не связываться с блок-постами на дорогах.

Михаил Поляков:

А как на нем гребется и сидится. Можно чего-нибудь придумать? Мы сидели просто на боковых баллонах и гребли канойными (катамаранными) веслами. Гид с распашными - это несерьезно. Важно, чтобы было нечетное число членов экипажа: капитан сидит по центру на корме, рулит и командует.

Рафт требует иной техники, нежели катамаран, в силу того, что скорость набрать ему сложнее, а повернуться, кажется, несколько проще. Достаточно бессмысленно пытаться делать зацепы, сильно вывешиваться просто опасно, а первостепенное значение принимает слаженная  работа борта и экипажа в целом. Например, по команде "вправо" правый борт упирается назад, а левый гребет вперед, и рафт поворачивается почти на месте. В принципе, чтобы довернуть нос после слива, хватало небольших управляющих воздействий, чем я и пользовался, когда считал это целесообразным. В принципе, при этом я старался не портачить и краем глаза всегда косил на Володю, нашего кормчего. У кормчего же основная задача – загодя командовать и осаживать не в меру самостоятельных орлов.

Что приятно - рафт значительно более безопасное судно, чем катамаран. Мелкие ошибки  одного успешно гасятся остальными, если они правильно работают (читай: выполняют команды кормчего). Даже если кого-то смывает, это не слишком отражается на движении рафта, в отличии от ката-двойки, например, для которого киль практически гарантирован. Выпавший, как правило, не отлетает далеко от рафта, и его можно поймать и втянуть обратно. Так произошло со мной, и примерно то же, я не раз видел на видео. Перевернуть рафт сложнее из-за большей массы и остойчивости, но и поставить назад на киль вряд ли удастся. Бочки рафт пробивает (точнее, давит) гораздо успешнее ката за счет большей длины и массы и несравнимо большего водоизмещения. За весь Чаткал нас хорошо тряхнуло всего раза два-три, и в бочке не жевало ни разу.

Штатные средства фиксации гребцов - "шлепанцы" на дне, в которые продеваешь ступни. Кроме того, мы натягивали по дну стропы, а также просто подсовывали ноги под плотно привязанные драйбэги. В целом, даже в порогах сидишь довольно уверенно, если не слишком полагаешься на пятую точку, а как-бы слегка пружинишь на ногах. Временами, впрочем, это напоминает передвижение в кузове сельского грузовика, когда водитель прет по ухабам за водкой или на танцы: главное не сидеть пассивно на дне или борту.

И снова Валентин Юрин:

Рафт - надувная лодка для сплава по порогам. Большая, тяжелая, слабоуправляемая, проходит пороги в основном за счет своей массы и пассивной остойчивости. Размеры и форма бывают разные, от 3-4 до 12-15-местных. В принципе, похожи на наши ЛАСы и ПСНы, но, в отличие от них, сварены не из прорезиненной ткани, а из гораздо более толстого и прочного ПХВ-материала, типа совтранса. Благодаря этому надуваются до значительно большего давления и становятся более жесткими (хотя и не настолько, как суда с жесткой рамой). Оборотная сторона этой прочности - вес: 50-70 кг, причем, как правило, одним неразъемным тюком. Цена - как правило, несколько тысяч $ за штуку.

Родственный класс судов, у нас до сих пор практически неизвестный, - двухместные мини-рафты, которые иногда называются "надувными каяками". Эта удлиненная лодка с продольной посадкой гребцов и греблей байдарочным веслом, изготовленная из тех  же материалов и по той же технологии. Я немного работал на таких в Турции. В принципе, они достаточно ходкие и вмещают многочисленное семейство со всем барахлом, сворой собак и выводком детей. IMHO именно такие лодки могли бы заполнить пустующую ныне экологическую нишу Тайменя – простые семейные походы (или бета-версии таковых) до карельской тройки включительно.

Отечественный аналог этого класса – каноэ "Егерь"; его сравнительные характеристики - см. выше о рафтах. Ближе  к весне фирма "Октопус" планирует начать продажу чешских лодок Palava этого класса. Вероятно, это будет лучшей альтернативой Тайменю и положит конец кустарным Щукам и фанерным гробикам.

Рафт отечественного производства - слабое подражание зарубежным аналогам. Поскольку технологией изготовления герметичных баллонов их ПХВ у нас никто не владеет, наши кустари (Магрип etc.) делают их двуслойными: шитая оболочка из тезы (которая также слабее аналогичных зарубежных тряпок) и клееные баллоны из прорезиненных тряпок. Если в чем и соответствует  зарубежным, то только в весе. Ни по давлению в баллонах, ни по жесткости, ни по прочности они и близко не подходят.

Для сплава 3-4 к.с. по Уралу, Забайкалью без спортивных претензий лучше катамаран. Самый простой круглый "банан" под деревянную раму. Хотя на действительно бурной воде катамаран уступает рафту, на указанных маршрутах имеет одно несомненное достоинство - собственную  положительную скорость, хотя бы небольшую. Плюс удобство транспортировки. Для небольших  речек, особенно для Урала, определенно лучше двухместный катамаран, для больших речек и больших групп - примерно по фигу, двойка или четверка.

Каяк - судно для сплава в управляемом режиме. Более эффективен в том случае, если процесс сплава является главной целью похода, а не средством перемещения из пункта А в пункт Б. Требует определенной технической подготовки гребцов. (Хотя и не в такой высокой степени, как это принято считать.)

Байдарка, она же двухместный каяк - судно, аналогичное каяку, но значительно более сложное. Сверх адекватной технической подготовки обоих гребцов, требует еще и срабатывания их в единый экипаж. На маршрутах выше карельской тройки может быть рекомендована только при условии, что каждый из гребцов способен пройти данный маршрут на каяке.

Подробнее эти вопросы смотри в книге, которая выйдет из печати в январе 1997 г:

Юрин В.Е. Сольфеджио белой воды. - М.: Восточная Книжная Компания, 1997 - 224 с.: ил. ББК 75.81 Ю72 УДК 796.5

Валентин Юрин.   Каякеры не тонут!

Источник: http://lib.ru/TURIZM/kayakvsraft.txt

полезно знать

Все статьи