Посмотреть на карте →
Войница — река на западе Карелии.
- Исток — озеро Ала на территории Финляндии.
- Впадает в озеро Верхнее Куйто.
- Протяженность — 104 км.
- Общее падение уровня воды — 128 м.
Сплавной участок от моста ниже оз.Коко до п.Войница:
- Протяженность — 33 км.
- Падение уровня воды — 46 м (1.4 м/км).
- Крупных озёр — нет.
- Порогов 3 к.с. — 1
- Порогов 4 к.с. — 2
- Порогов 6 к.с. — 1
- Мест аварийных сходов — 2 (мосты у озера Коко и 40 км реки - рядом дорога).
- Выход в море — нет.
- Пригодна для сплава — май, июль.
Заброска – оз.Коко (140 км от ст.Костомукша, 300 км от ст.Кемь).
Выброска – п.Войница (100 км до ст.Костомукша, 240 км до ст.Кемь).
↓ подробная лоция ↓Войница – река на западе Карелии, в приграничной зоне. От впадения реки Кривая имеет хорошее для Карелии падение уровня воды (1,6 м/км). Но пройти ее всю не представляется возможным – погранзона. «Колючка» заканчивается у озера Коко, откуда и возможен сплав. Река идеальна для сплава на каяках. Водопад Куми (6 к.с.) придется обнести, а пороги Коко и Тайвал только для опытных и только на полиэтиленовых каяках.
Реки Войница и Куржма заканчиваются в поселке Войница и идеально подойдут для продолжения маршрута после прохождения Писты. Обе реки короткие (вернее из-за погранзоны нет возможности начать сплав выше), а заброска дорогая (240 км от ст.Кемь). Поэтому вряд ли вы специально приедете сюда на сплав. А вот добавить пару дней к отпуску после прохождения Писты - будет самым верным решением. Пройдя Писту, после порога Поалла вам надо пройти еще 20 км до п.Войница. Там работает Игорь Егоров, который организует переброску вашей группы. Сотовой связи в Войнице нет, поэтому договаривайтесь заранее. Тел.: +79210105761 (Игорь), +79215272450 (Елена). Сайт: www.voinitsa.ru. Так же для въезда в приграничную зону надо с приказа № 454 от 07.08.17 заполнить в двух экземплярах приложение № 3 и взять его с собой. В нем поставить отметку на станции Лоухи или при проезде ПГТ.
Описание Сергея Волкова
К сожалению, река Войница, несмотря на значительную длину и большое количество притоков, отличается маловодностью порогов. Сплав по ней имеет спортивную привлекательность только в период весеннего половодья, т. е. до середины июня. Однако препятствия очень живописные.
До реки добираются автотранспортом по довольно запутанным лесовозным усам. Даем описание:
в дер. Войница поворот налево в сторону границы на развилке Костомукша-Калевала у кафе;
с дороги Войница-госграница поворот направо у километрового столбика «248 км», через 400 м низкий мост через р. Куржма, в половодье вода идет поверх моста;
далее двигаться общим направлением на север, не сворачивая на боковые ответвления, какими бы наезженными они не казались;
через 8...9 км справа от дороги видно значительных размеров вытянутое озеро Матоярви, у его дальнего конца надо свернуть с главной дороги влево. Неявный дополнительный ориентир - на перекрестке много лет валяется ржавый мятый молочный бидон. Впрочем, бидон могут сдать на металлолом!
Если проигнорировать отворот и продолжать двигаться по-прежнему прямо, то через 2 км дорога подходит к р. Войница. Мост здесь разобран. Лесорубы периодически делают попытку восстановить его. В результате стальной пролет длиной 6 м с ЛБ стоит, но река устроила себе проран метров в 20 у правого берега. И устраивает его каждое половодье. Так что надежный проезд не тут.
Продолжаем, итак, мы свернули налево. Короткая связка выводит нас к так называемой «системе» ИТС (инженерно-технические сооружения по охране госграницы). Далее двигаться по рокаде направо 2 км до моста через Войницу.
«Система» на новичков производит впечатление едва ли не большее, чем водопад Кумио, к которому и ведет описываемая дорога. Сплав по реке можно начинать от моста. Сборка судов на ЛБ. Совсем близко река впадает в оз. Кокоярви. На озере песчаные пляжи и хорошие места для стоянки. Из узкого южного залива река вытекает коротким Кокопорогом. Именно здесь и расположен каждую весну разбираемый половодьем мост. В случае, если мост цел, и мы им воспользовались, советуем начинать сплав с «внутреннего» полуострова оз. Кокоярви. Туда есть хорошая своротка налево. Сразу за сливом после металлического пролета поток рассыпается на камнях. Ситуацию с проходом оценить на месте. Длина Кокопорога 60 м. Песчаный ЛБ реки очень высок, густо зарос кустами, трудно найти пологое место для высадки. Наверху - сосновый бор.
Через 600 м более серьезное препятствие - пор. Тухко. Длина порога 600 м. Состоит из 6 сливов. Двигаться по центру по главной струе между большими валунами. После высокой скалы с ЛБ сместиться влево и далее двигаться, держась ЛБ. В исходе порога каменистая россыпь. Финиш по левой струе. Порог красив, и в половодье представляет серьезное препятствие. В межень, к сожалению, он мелок. В омуте с ЛБ стоянка.
Через 200 м «гвоздь программы» - водопад Кумио, общей высотой 21 м. Особенно хорош водопад в половодье. Вода низвергается 2-я скачками. Посередине 15 м относительно горизонтального участка. 25 мая 2002 г. документально зафиксирован факт покорения водопада костомукшскими туристами на десантной лодке. Экипаж - 11 человек. Обнос препятствия наиболее удобен по крутой песчаной тропе ЛБ в нижний омут. Стоянка также более удобна над водопадом на террасе ЛБ в сосновом бору.
Наверху есть разворотная площадка для автомобилей. Именно сюда добираются от упомянутого моста через Войницу следующим путем. Сразу за мостом у рокады нужная дорога уходит от «системы» вправо и огибает оз. Кокоярви. Объехав озеро по высокому берегу, дорога снова выходит на грунтовку. По ней следует свернуть налево (направо снова упретесь в р. Войницу). Через 800 м последний поворот направо на узкий, но довольно наезженный проселок, который через 1,5 км и приведет вас к водопаду.
От Кумио примерно час хода до следующего препятствия - пор. Тайвал. На мой взгляд порог живописнее, чем даже Кумио. Буйство струй на любой вкус! Общее падение в пороге около 5 м, длина – до 70 м. Порог в 3-х протоках. Основная вода идет по крутому водоскату у ПБ. Водоскат обрамлен ряжевой стенкой справа и скальной ступенью слева. Со ступени хлещет вода. Получается своеобразный проран. С ряжевой стенки удобен осмотр. Перепад в проране составляет 2 раза по 2,5 м. Первый прыжок скрывает на дне водяного лотка серьезный камень, миновать который не удается. Сразу после второго прыжка справа 2 камня. На них неминуем навал. Таким образом, мне представляется возможным проход только на надувных судах.
Средняя струя уникальна. Вода сливается тонким слоем глубиной до 10 см по скальной горке крутизной 100 с падением около 5 м. Длина горки – метров 30, ширина 6…8 м. Внизу нет даже бочки, как обычно бывает. Зато есть малопроходимая каменистая мель. Через нее можно протащить любое плавсредство. Горка и проран разделены каменным набросом.
Через островок находится левая протока - водопадик. В высокую воду возможен проход по протоке с проводкой в конце. Место для чалки есть. На финише двухступенчатый водопадик с разнонаправленными струями, какие любят показывать в рекламных роликах. Ступени водопадиков широкие, а под струями можно спокойно стоять и наслаждаться. Примерно через час хода на ЛБ видна баня по-черному и изба. Неудобство – берег для причаливания довольно крут.
Еще через полчаса начинается входная шивера длинного пор. Кулебяка. Общая длина порога 700 м. Имеет в плане крючкообразную форму. Состоит из 3-х ступеней. 1 ступень: шивера + слив высотой 1,2 м на правом повороте через плиту от берега до берега. Прыжка от входной шиверы не видно. Шивера в высокую воду проходится прямо по струе. Чуть вода спадет, проход усложняется. Надо идти по правой струе с глубоким маневром налево, а потом также круто направо. Как проходить главный слив с наплыва очень трудно определить. Рекомендация - проход через ступень в 6…8 м от ПБ. Осмотр удобен. С бочкой после прыжка придется побороться. Через короткий круглый быстроток 2 ступень с кучей острых бульников посередине реки. Проход по главной струе только у ЛБ. Длина ступени 300 м. На выходе мелко, и надо совершить глубокий поворот вправо. Проходы для байдарок очень узкие, а камни острые. Взгляд снизу на эту кулебяку заставляет ёжиться. Наконец, последняя 3 ступень через 150 м быстрого течения за островом после поворота реки налево в виде 2-х ровных сливов по полметра с интервалом 20 м. Проход по центру. На ЛБ перед 3-ей ступенью - хорошая стоянка.
Через 20 мин. хода пор. Тыц-Тыц. Представляет из себя цепочку шивер числом 6 с существенными промежутками между ними. Все тыцы короткие и прямые, за исключением первого. Проходятся без осмотра. В этом месте наверху близко идет лесовозная дорога на Калевалу. Движение по дороге случайное.
Следующее препятствие на реке расположено в 1 ч. 45 мин. хода. Это пор. Войницкий. Перед ним возможен лесной завал. Предвестник порога – скалка с ПБ. Следует резкое сужение потока до 10 м. Порог с небольшим правым поворотом. Просмотр для желающих с камней ПБ. В пороге несколько прямых сливов. Идти по главной струе. Не прижиматься к ЛБ.
От Войницкого порога до ж/б моста автодороги Калевала-Войница примерно 2 часа хода. Река широкая и глубокая с небольшим течением. Очень заметна деятельность бобрового стада.
Описание составлено после водного ралли в Костомукше в июне 2005 г.
Автор текста Сергей Волков
Карелия, Костомукша, турклуб «Кипатры»
Источник: Водные пути окрестностей Костомукши.
ЛОЦИЯ РЕКИ ВОЙНИЦА
МАРШРУТ В РАЗРАБОТКЕ
Ежегодно мы проходим новые реки, составляем подробные карты и лоции, делаем видео и фотосъемку порогов. Мы не копируем лоции из Интернета. В 2020-22 годах были пройдены Воньга, Поногома, Кузема, Сума, Тунгуда, Шуя Беломорская, Чирко-Кемь, Летняя Кемская, Калга, Онда, Кереть. Лоции этих рек и видео всех порогов доступны на сайте. Остальные реки в плане на ближайшие годы.
Пока река нами не пройдена, предлагаю только хронологический список препятствий:
Км от стапеля | Описание |
0 км | Озеро Коко. Длина перехода 1 км. |
2 км | Мост. Под ним порог. Длина 150 м. |
2,5 км | Порог Конь, на левом повороте реки. Длина 100 м. |
3 км | Порог. По центру русла остров. На карте ГШ порог обозначен как Кохо, но это не он. |
4 км | Порог Коко, 4 к.с. Длина 300 м. На карте ГШ обозначен как Тухка. |
4,5 км | Порог Куми, 6 к.с. Длина 150 м. На карте ГШ обозначен как Кульма. |
6,5 км |
Порог Дюрикко, 3 к.с. Справа от острова. Длина 200 м. |
10,5 км |
Порог Тайвал, 4 к.с. Длина 300 м. |
11 км |
Порог в сужении русла на левом повороте реки. |
13 км |
Порог. Длина 100 м. |
19 км |
Слева приток реки Ахвен. |
22 км |
Порог после левого поворота реки. Длина 200 м. |
25 км |
Порог после правого поворота реки. Длина 200 м. |
32 км |
Мост. Антистапель через 100 м. на правом берегу. |
36 км |
Деревня Войница. |
Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью владельцев сайта и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается только с письменного согласия правообладателя.
При использовании материалов сайта электронными СМИ, прямая активная ссылка на источник обязательна.