Куржма – река на западе Карелии, в приграничной зоне и сплав можно начать с порога Погранец, от КПП и пограничных заграждений. Но, несмотря на высокое падение уровня воды (более 100 метров на 37 км), река в верховье мелкая и не представляет сплавного интереса. Рекомендуем начать сплав от моста после озера Паюлампи. От него до поселка Войница 23 км.
Реки Войница и Куржма заканчиваются в поселке Войница и идеально подойдут для продолжения маршрута после прохождения Писты. Обе реки короткие (вернее из-за погранзоны нет возможности начать сплав выше), а заброска долгая (240 км от ст.Кемь). Поэтому вряд ли вы специально приедете сюда на сплав. А вот добавить пару дней к отпуску после прохождения Писты - будет самым верным решением. Пройдя Писту, после порога Поалла вам надо пройти еще 20 км до п.Войница. Там живет и работает Игорь Егоров, который организует переброску вашей группы. Сотовой связи в Войнице нет, только спутниковый интернет. Поэтому договаривайтесь заранее через мессенджеры. Тел.: +79210105761 (Игорь), +79215272450 (Елена). Сайт: www.voinitsa.ru.
Так же для въезда в приграничную зону надо с приказа № 454 от 07.08.17 заполнить в двух экземплярах приложение № 3 и взять его с собой. Его проверят на посту пропуска перед п.Калевала.
Описание Сергея Волкова
От поселка Войница до «системы» - 15 км по хорошей дороге. Дорога идет вдоль реки, переходя несколько раз с берега на берег.
Куржма вытекает из-за пограничных заграждений в 200-ах метрах правее КПП порогом Погранец. Порог мелкий, русло сильно замусорено камнями. Поэтому сплав рекомендуем начинать, не доезжая «системы» 1,5 км. Здесь вправо отходит лесовозный ус. Река протекает в 400 м от главной дороги. Мост низкий, непроходим для байдарок.
Маршрут по Куржме мостами делим на участки.
Начальный участок – от моста-Погранец до низкого моста-1 – длина 2 км. Река узкая, русло заросло осокой, на пути озеро с белыми лилиями и лебедями.
Участок №1 - от низкого моста-1 до моста-2 (смотри карту) - равнинный, протяженностью 6 км. Река сильно петляет. Довольно мелко. Под мостом-2 - шивера. Когда мы совершали сплав в июле 1998 г., в 2-х местах были намеки на завалы, но бревна удалось растолкать.
Участок №2 - от моста-2 до моста-3 - сплошь пороги. Протяженность участка 6 км. Пороги в порядке очередности: Мал. и Бол. Шкуродёр, Чайный. Это довольно мелкие пороги различной длины с нормальным входом и замусоренным камнями выходом. В русле тоже достаточно беспорядочных камней. В межень пороги приходится преодолевать способом, который мы назвали «самокат», т. е. в байдарке остается рулевой, и он постоянно отталкивается одной ногой. Следующим на участке идет пор. Водопадный. Длина 2 км. На 1-ом километре один за другим идут 3 водопада высотой 1 м, 3,5 м и 2,5 м. Ущелье с обрывистыми скальными берегами очень красиво. После 3-его водопада продолжается довольно беспорядочный быстроток до моста №3. Перед мостом локальное препятствие, которое мы выделили особо. Это короткий узкий пор. Мрачный. Он начинается водопадиком высотой в 1 м, но слив чистый. Далее камни в беспорядке, которые все-таки проходимы. Финал через 50 м: тракторный брод длиной 5 м и непроходимый каменный забор, далее омут. Если на броде сумеешь зачалиться, то хорошо! В Интернете весь участок от 1-ого водопада до моста объединяют в единый каскад. Участок перед Мрачным надо обязательно просматривать, потому что река узкая и возможны на быстротоке упавшие деревья. Каскад Водопадный можно обнести целиком. От 1-ого водопада надо подняться на крутой левый берег. Отсюда идет хорошо натоптанная тропа к дороге 400 м. Далее надо идти по дороге. Всего обнос до моста 3 составит 1 км. Мост недавно построили новый железобетонный. Старый деревянный на очень высоких опорах разобрали. Благодаря своей высоте, он был своеобразной достопримечательностью.
Участок №3 - от моста-3 до дер. Войница - представляет собой типично карельскую реку: между порогами тихое течение! Протяженность участка 14 км. На этом пути встретятся пороги Хирви и Колива, а также мост-4, под которым несложная шивера. Порог Хирви короткий, метров 50, но с поворотом на 900. Выход, как обычно, замусорен каменной грядой. Самый красивый пор. Колива, вернее, его начало. Автодорога здесь идет непосредственно по берегу, прекрасный обзор. Река стекает последовательно с 2-х плит в мощную бочку. Плиты негладкие, но с косыми валами, которые гасят скорость. Поэтому бочку брать сложно. Рекомендуем у правого берега. Многое значит уровень воды. Обнос по гладким плитам левого берега. После слива с плиты еще 150 м надо пробираться по неявно выраженному судовому ходу меж камней.
Вскоре после моста 4 река тихо впадает в оз. Верхнее Куйто, образуя общую дельту с р. Войница. Нужно проявить бдительность, чтобы не заплутать в травянистых зарослях и выйти на прямую водную дорогу к деревне Войница.
Описание составлено в августе 2003 г., отредактировано после водного ралли в Костомукше в июне 2006 г.
Автор текста Сергей Волков
Карелия, Костомукша, турклуб «Кипатры»
Источник: Водные пути окрестностей Костомукши.
ЛОЦИЯ РЕКИ КУРЖМА
(маршрут в разработке)
Км от стапеля |
Описание |
0 км |
Стапель: Мост-1 (низкий), непроходной. Старт сразу после моста. |
5 км |
Мост-2. Под мостом шивера. Длина 50 м. |
5,5 км |
Шивера. |
6,5 км |
Порог Шкуродерный, длиной 250 м. |
9 км |
Каскад Водопадный, 4 к.с. Длина - 2 км. |
10,5 км |
Мост-3. |
12,5 км |
Порог Хирви, 3 к.с. На правом повороте. Длина 100 м. |
14,5 км |
Порог Колива, 3 к.с. Длина 100 м. |
19,5 км |
Мост-4. Антистапель-1. |
23 км |
д.Войница. Антистапель-2. |
Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью владельцев сайта и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается только с письменного согласия правообладателя.
При использовании материалов сайта электронными СМИ, прямая активная ссылка на источник обязательна.
↑ свернуть ↑