Посмотреть на карте →
Чирка-Кемь — река на северо-западе Карелии.
- Исток — озёра Кемель и Чирка.
- Впадает в озеро Юшкозеро, где сливается с рекой Кемь.
- Протяженность всей реки — 223 км.
- Общее падение уровня воды — 103 м.
Сплавной участок от п.Тикша до п.Боровой:
- Протяженность — 75 км.
- Падение уровня воды — 43 м (0.57 м/км).
- Крупных озёр — нет.
- Порогов 3 к.с. — 3 шт.
- Порогов 4 к.с. — 1 шт.
- Мест аварийных сходов — нет.
- Выход в море — нет.
- Пригодна для сплава — май-август.
Заброска – п.Тикша (110 км от ст.Надвоицы).
Выброска – п.Боровой (220 км до ст.Кемь).
↓ подробная лоция ↓На Западно-Карельской возвышенности два небольших озёра Кемель и Чирка дают начало рекам Кемь и Чирка, которые почти сразу (через 2 км) сливаются и образуют реку Чирка-Кемь.
- До Андроновой горы река имеет небольшое падение уровня воды, всего 60 метров на 130 км реки. Кто планирует сплавляться выше Андроновой горы, есть вариант начала сплава по реке Муезерка от озера Муй дойти до Андроновой горы, перед которой Муезерка впадает в Чирка-Кемь. Муезерка на этом отрезке имеет те же 60 метров падения, как и Чирка-Кемь, но протяженность всего 75 км.
- От Андроновой горы до п.Боровой - это самый популярный участок. Река становится шире, но падение не намного больше, 43 метра на 75 км реки. Интересные пороги 2 – 4 к.с. Много хороших стоянок.
Река уникальна тем, что, не имея в русле крупных озёр, сохраняет высокий уровень воды до конца лета.
Пороги, требующие предварительного осмотра: Кривой (3 к.с.), Тахко-падун (4 к.с.), Рокконен (3 к.с.).
P.S. Через 60 км от Борового на север в сторону Кеми (через Юшкозеро) справа будет озеро Пяйваярви, за которым протекает река Кепа. Если свернуть за озером направо и проехать 7 км, то перед вами будет порог Юма. Возможно доехать до самого порога вам не удастся, ближе к реке дорога болотистая. Но, для такого порога, 1 км пешком не проблема. Сама река Кепа не представляет сплавного интереса (падение уровня воды от моста Кепа-3, 45 метров на 120 км реки), кроме порога Юма.
Порог Юма (5 к.с.): длина 150 м., перепад высоты около 5 метров, 4 ступени. Ранее был водопадом, который мешал сплавлять по реке лес. В советское время водопад был взорван. К порогу можно подъехать только на УАЗе. Берега болотистые, стоянок нет.
Для желающих пройти всю реку от Воломы до Панозера (262 км) - публикую описание Сергея Волкова из Костомукшского турклуба Кипатры. На встроеной карте выберите карту Чирка-Кемь (вся)"
Описание Сергея Волкова
Чирка-Кемь от Воломы до Тикши.
Маршрут по верхнему течению р. Чирка-Кемь начинается из поселка лесорубов Волома, оно же ж/д станция Сонозеро. Не путать с р. Волома, которая совсем не тут. Чирка в Воломе имеет ширину 15 м. Чиркой выше Воломы интересуются только байдарочные коллекционеры-статистики.
От станции до реки 2 км на север. Есть дорога как слева от ж/д (основная, она ведет через поселок), так и справа – лесовозная. Автоподброска несложна. В Воломе достаточно жителей, желающих подзаработать. Ниже ж/д моста видны останки моста автомобильного. От него до порога №1 примерно 1 км. Порог имеет невысокое подобие слива на выходе. С интервалом около километра идут еще 2 несложных порога-шиверы с поворотами русла. Камней в струе достаточно много. По ЛБ реки до 3-его порога идет железная дорога, по ПБ – лесовозная. Далее река продолжается плесом протяженностью 6-7 км. Русло петляет, постоянно попадаются отдельные заломы от берега и даже наплавные завальчики из стволов упавших деревьев. Заломы удается обходить, наплавные завальчики расталкивать. Ситуация с препятствиями такого рода на этом участке меняется время от времени. Поэтому привязать их к месту невозможно.
Но есть на Чирке и 3 мертвых завала, которые ни паводок, ни туристы одолеть не в силах. Расположены они на мелких расширениях русла со слабым течением. Здесь только обнос! Завал Мянтю (Сосновый) ждет нас, не доходя 2 км до озер Шулгоярви. В этом месте железная дорога окончательно отходит от реки. Лесовозный ус по ПБ продолжается. Завал расположен на правом повороте в островном русле. Длина 150 м. Обнос по набитой тропе высокого ЛБ. В конце обноса хорошая стоянка с оборудованным биваком.
До оз. Верхнее Шулгоярви будет еще одно препятствие П4 перекатного типа. По некоторым сведениям здесь был мост. Сейчас что-то напоминающее искусственное препятствие едва угадывается. По оз. Верхнее Шулгоярви двигаться вправо в направлении Ю-В. Озеро весьма живописно. Хороших стоянок по берегам масса, есть и с песчаными пляжами. Пройдя между острыми мысами, попадаем в юго-восточный залив. Здесь направление движения резко меняется на северное. Между Верхним и Нижним Шулгоярви плес длиной 2 км. Озеро Нижнее Шулгоярви пересекаем поперек на северо-восток примерно 1 км. Берега издалека кажутся заросшими травой и низкими. По выходу из озера слабый мелкий перекат, не удостоенный нумерации.
Через 4 км плесового участка крутой и довольно бурный порог №5 Одинокий. Длина 100 м. Расположен изолированно. За ним опять плес на протяжении около 9 км. На плесах до и после П5 также нередки заломы от берега, не исключены поперечные бревна, через которые приходится проводить суда. Большой плес заканчивается мертвым завалом Кууси (Еловый). Длина 70 м. Обнос по ПБ. Тропа сырая, поваленные деревья под ногами. В общем, удобств с обносом никаких. К тому же ПБ поднимается над урезом воды на 1,5 м. Это добавляет хлопот при подъеме судов. Спуск также неудобен. А что делать?
Наступает черед Мансельского каскада. Идентифицировать отдельные препятствия довольно трудно. В нем условно 7 порогов. Вместе с перекатами все это складывается в практически непрерывную цепь в обрамлении низких заросших берегов. Однако пороги Сухой, Грядовый и самое главное последний порог каскада Валунный все-таки выделяются. Верхний участок каскада – это непрерывный слалом между читаемых с наплыва отдельных камней и гряд. Порог Сухой выделяется своей мелкотой. Бесконтактно его не преодолеть.
Грядовый и Валунный желательно просмотреть с ПБ. Дело в том, что у обоих длинный шиверный заход не позволяет с воды увидеть нижнюю ключевую часть. Порог Грядовый имеет длину 300 м. Сначала прямой широкий участок. Затем правый поворот, сужение русла и слив через гряду в проход ближе к ПБ. После слива продолжается 2-х ступенчатая шивера с финишной грядой. Порог Валунный имеет длину 400 м. На заходе мелко, русло широкое, проход ближе к ПБ. Через 250 м русло сужается, начало маневра по смещению в центр. Река поворачивает направо. За поворотом кульминация – крупный обливной камень левее центра. Ниже обливняка в 10 м самый крупный камень типа жандарм. На него идет основная струя. Правее гряда камней, там, во всяком случае, в низкую воду непроход. Правильный путь между жандармом и ЛБ. Совершая маневр по оптимальной траектории, приходится делать резкий разворот влево поперек струи и уходить от жандарма, используя отбойный вал от него.
После Валунного река успокаивается на плесе длиной 3-4 км. Изредка течение убыстряется на межостровных перекатах. Без последствий это не проходит. В мелких протоках между островками нас ждет завал Саари (Островной). Обнос 50 м для байдарок, 80 м для катов по низкой сырой тропе ПБ. После завала плес до безымянного озера с островом на входе. По пути встретится протока вправо в небольшое озерцо. О безымянном озере надо сказать несколько слов. Приличных размеров остров делит реку на 2 рукава. Левый рукав мелкий, зарос камышом, проходится на плаву с трудом. Основной судоходный рукав правый. Непосредственно перед озерным плесом он имеет сужение, в котором возможно скопление бревен-топляков. Правый берег озера низкий, левый же, скрытый от взглядов островом, очень хорош для стоянок. Когда остров заканчивается, озерная ширь уже не позволяет рассмотреть эту привлекательность. И еще. Не доходя 300 м до озера, влево уходит протока шириной 2-3 м. Через 70 м она приведет к вытянутой ламбине, судя по всему, щучьему нерестилищу. Ламбина расположена параллельно нашему озеру. Однако протока в ламбину есть только одна, и она тупиковая.
По выходу из озера вдоль ПБ спустя 1,5 км идет серия порогов-перекатов общим числом 4. П13 – простой мелкий, П14 и П15 – бурные, с очевидной основной струей, П16 – мелкий, расположен в протоках вокруг островка. Все препятствия проходимы без осмотра. Порог П17 надежно идентифицируется, т. к. его финиш приходится на деревянные мостики лесовозного магистрала, по которому можно в аварийном порядке добраться до райцентра Муезерский. До поселка примерно 20 км. Движение по дороге редкое. По воде от старта в Воломе до моста 48 км. П17 состоит из нескольких ступенек шиверно-перекатного характера, расположенных в протоках островного разбоя. Ступеньки проходятся прыжками с торможением в уловах. Пролеты моста невысокие. Чистый проход случается то под левым, а то и под правым мостиком. Лучше, конечно, разведать заранее. За мостами очень широкий (до 40 м) спокойный плес с низкими, порой болотистыми берегами. Стоянок нет.
Берега начинают подниматься при приближении к порогу Сухой-2. Общая длина порога около 1 км. Это многоступенчатая мелкая шивера, большая часть которой струится в протоках между островами. Приходится прибегать и к проводке. Только последняя ступень – единое русло. Река собирается с силами, однако их хватает всего лишь на бурную шиверу, проходимую без осмотра по главной струе. Стоянка по ЛБ. Через 500 м перекат П19. Далее по реке хорошие стоянки попадаются регулярно вплоть до разлива Момсаярви. При сплаве заметен удобный залив по ЛБ, затем величественное сухое дерево, потом 2-х ярусный полуразрушенный высотой до 10 м навес для сушки сена. Слева и справа рыболовные места. Через 1,2 км после навеса идет последняя группа препятствий. Начинается она перекатом П20 с сильной струей. Почти сразу за ним ряжевая стенка с ПБ. Это начало порога Ряжевый. Его длина 300 м. За правым поворотом русла реки начинается ряжевая стенка и по ЛБ. Она продолжается до конца порога. В пороге держаться все время чуть левее центра. В середине и ближе к финишу есть 2 пологих слива. Так что, несмотря на суммарный значительный уклон, прохождение порога не кажется сложным. Почти сразу же за Ряжевым подряд следуют 2 порога по 150 м, которые проходятся с наплыва по главной струе. Больше порогов на протяжении 28 км до ур. Андронова гора, к сожалению, на Чирке нет! Перед устьем большого левого притока р. Муезерка угадываются останки моста, заросшая дорога. Течения уже и не видно, только по подводным растениям догадаешься, куда вся эта вода девается. Ближе к разливу Момсаярви шикарные пляжи с сосновыми борами по берегам. Перед разливом наблюдается производственная активность лесопромышленников, вызванная строительством моста. Приметы моста есть, но самого пока нет. Можно закончить маршрут на оз. Момсаярви. Для этого его надо пересечь в западном направлении. За круглым островком с сосновой шапкой откроется устье р. Тикшозерка. Поднявшись по спокойной воде за ближайший поворот увидите мост автодороги Тикша – Реболы.
Чирка-Кемь от Тикши до Борового.
Начать маршрут удобно от автомобильного моста через реку недалеко от пос. Тикша. До поселка по асфальту 4 км. В Тикше цивилизация. Местечко у моста называется урочище Андронова гора. На ПБ чуть ниже домика обширный луг, где и собирают суда. Река здесь спокойная с широкими плесами и болотистыми берегами. Через 3 км Чирка впадает в оз. Еловогородское (Челгозеро). По озеру лучше идти метрах в 70 от ЛБ. Разлив озера остается справа сзади. Там есть удобные места для стоянок с песчаными пляжами. Выход из озера находится между 2-я насыпными ряжами влево. Через 2 км подходим к ж/д мосту дороги Ледмозеро-Кочкома. За ним начинаются перекаты. 2 порога друг за другом - это порог Нахко (Сиговый) и порог Лоухи Тикшинский. Здесь надо держаться середины струи по правой протоке. Просмотр необязателен. Опасность представляют завалы из бревен по берегам. Далее плес до автомобильного моста. Досюда от ур. Андронова гора - 3...4 часа хода. Мост проходится под правым пролетом. Нужно быть внимательным при выходе из-под настила.
За мостом будет сложный участок. В 2,5 км ниже сложный Хаудопорог IY к.с. Его и видно и слышно с воды. Длина примерно 120 м. Просмотр с ПБ. Чалиться перед самым порогом. Проходить порог надо вдоль ПБ, заход в 1,5 м от кустов. Ближе к берегу есть опасный подводный камень. На выходе 2 мощных вала друг за другом с бочками. Следом за Хаудопорогом идет сложная связка порогов Кривой-Тахкопадун IY к. сл. Перед этой связкой в качестве предупреждения идет простая шивера. Просмотр Кривого рекомендуем по ЛБ. Первую половину порога проходить справа у ряжа. Затем следует улово, а поток поворачивает на 90о влево. Ключ безаварийного прохода заключается в пересечении струи на повороте от ПБ к левому, чтобы избежать мощных бочек на стремнине. Еще одна опасность таится в том, что в 200 м ниже ревет Тахко-падун (Жернов). Сначала я не хотел давать какого-либо описания порога, потому что на катамаранах он проходится легко, а на байдарках исключительно плохо. Но в последнее время Тахко идут на байдах, даже на «Тайменях». Поэтому сообщаю: длина падуна метров 80, прямоток. Ключевым является начальный слив с гряды высотой до 1,8 м. По центру вода падает с 3-х сторон в котел. За котлом следуют мощные бочки. Слева - отбойный вал от ряжа. Справа более-менее пологая горка у скального островка. Многое зависит от уровня воды. Когда ее много, надо идти по языку чуть правее котла. Масса воды в половодье уменьшает высоту котла, увеличивая бочки. Когда воды мало и обнажаются камни, попытку надо предпринимать справа у скального островка с резким отворотом влево на центральную струю, чтобы избежать гряды камней. Далее проход по главной струе без затей. Просмотр падуна с островка, проводка по каналу. На острове туристы оставляют записки на память в бутылках, привязанных к коновязи. Виды вокруг великолепные: высокие скальные берега. Отвесы в воду по 12 м. На ЛБ стоит база «Кивикойву», что в переводе означает «Каменная береза». Таким образом, от начала маршрута до Тахко-падуна - 1 день хода.
Затем река успокаивается. На протяжении 10 км широкий Тахко-разлив. Есть острова с избушками. Течение заметно только в 2-х местах. Через 2 км после впадения слева р. Няугу, устье которой плохо видно из-за болотистых берегов, следуют Ледмозерские пороги III к.с. Порог Ледмозерский-1 длиной 150 м расположен на крутом правом повороте. В большую воду его трудно просмотреть с берега из-за нависающих кустов, а желательно. Осмотр с ПБ. Заход в порог от центра вправо, потом по струе, смещающейся к ЛБ. Слева ряжевая стенка, сложенная из валунов. На траверсе того места, где большие камни сменяются камнями поменьше, отворот вправо и выход по главной струе. Порог Ледмозерский-2 чуть попроще первого, с воды виден хорошо. В малую воду можно идти без осмотра по главной струе. Заход в порог левее черного бревна, торчащего посередине. Валы! Ледмозерские пороги желательно проходить одновременно с интервалом 30 м. Ниже порогов на ЛБ хорошее место для обеда. Дальше еще 10 км спокойной воды с сухими высокими берегами. Справа будут видны остатки пос. Чирка-Кемь. Слева впадают 2 реки: это сток из озера Нюк. Первый по ходу рукав Хяме сейчас превращен в обсохшее русло, т. к. при строительстве железной дороги река была пересыпана глухой плотиной. Весь сток идет по второму рукаву Расташ. Его устье рядом с Хяме.
После впадения Расташи в Чирку еще 7 км спокойной воды, а потом пороги идут регулярно. Порог Кильба широкий, длиной 250 м можно идти без просмотра, быть внимательным из-за обливных камней. Порог Омос несложен, а в большую воду даже притоплен, проходить по основной струе. Река делает 3 поворота. Если смотреть его, то с ПБ.
А вот следующий порог Никутный (Косогор) IY к.с. обязателен для осмотра сначала с ЛБ (чалка перед самым порогом у ряжа), затем с ПБ. Никутный хорошо слышен с воды, но из-за большого падения видны только пульсирующие фонтаны бурунов. Длина порога 300 м. Сложность представляет вход в порог с последующим смещением влево из-за ряжа. Дальнейший проход по главной струе со стоячими валами до 1,3 м и пульсирующим валом на выходе из порога. Для менее подготовленных экипажей есть более безопасный проход у самого ПБ между камней. Ниже порога на ПБ стоит изба. Место для стоянки вполне приличное.
Дальше с интервалом 500...700 м идет цепочка порогов, которые можно преодолевать без просмотра. Это пороги Битуш, Руах (пороги состоят из ряда последовательных шивер, так что трудно отделить Битуш от Руаха), Вигитус, Железные ворота (очень живописны с воды, но берега заболочены; очень мощные валы), Грядовый (проходить левее между 2-я большими пирамидами насыпанных валунов, в левой пирамиде торчком стоит бревно), Островной. Опасность на этих порогах представляют подводные камни.
Все внимание к следующей связке: порог Елоха (Безжизненный) и через 100 м порог Рокконен (Щелевой) IY к.с. Елоха - порог короткий с мощным сливом и бульником 1,5 х 3 м на выходе посередине. С наплыва камень виден в последний момент. Просмотр с ПБ. Чалиться придется в кустах. Проход по самому ПБ в 1,5 м от камней. Основная опасность в том, что в 100 м ниже еще более сложный Рокконен. Длина порога 600 м с плавным правым поворотом. Множество мелко сидящих камней, среди которых необходима лавировка. Валы до 1 м. На выходе - огромная подводная каменная плита. Нет возможности хорошо просмотреть весь порог из-за большой ширины реки и затопленности берегов в половодье. Просмотр с обоих берегов. Справа байдарки можно провести. При проходе держаться основной струи чуть левее середины реки, а на выходе сместиться еще левее.
После небольшого плеса следует система Сосновых порогов. Пороги довольно простые, проходятся по обоим рукавам вокруг острова Старое Сосно. Левый рукав полноводнее, но длиннее. Здесь 4 порога. Правый рукав короче и мельче. В нем 3 порога, из которых первые 2 разделены островками на отдельные сливы. Проходить правым руслом с глубоким левым виражом. У начала острова Старое Сосно прекрасные места для отдыха на правом коренном берегу. Эти стоянки - визитная карточка маршрута по Чирке. Далее на реке встречаются перекаты, которые в малую воду превращаются в шиверы, и идет островной разбой, который у туристов носит название «Сотые острова», а затем острова Шалсаари. Если держаться левых проток, то путь значительно короче. После островов - порог Елисей. Он состоит из двух шивер, между которыми 300 м спокойной воды. Приближается порог Олений, длина его 800 м. Порог с 3-я поворотами реки, с большими стоячими валами, с бревнами в русле. В большую воду можно рекомендовать просмотр по ПБ с тщательной разработкой лоции.
Порог Лоухи Боровской простой, а вот порог Горшок обязательно надо просмотреть. Горшок - очень капризный порог из-за ряжей с обоих берегов. Длина 230 м. Многое зависит от уровня воды. В большую воду ряжи залиты до верхних бревен, и это производит с первого взгляда устрашающее впечатление. Левый ряж, расположенный посередине реки, прорван и разрушения год от года все значительней. Сегодня (2008 г.) большая часть камней ряжа смыта половодьями в конец порога. Если есть вода, то проходимым является не только главный, но и левый рукав. По нему без затей проход прямо, уворачиваясь от камней. Если воды мало, то надо идти по главному правому рукаву с двумя крутыми поворотами. Слева у прорванного ряжа гладкий слив шириной в полрусла, но он чистый для прохода. Просмотр с ПБ со 2-ого ряжа очень желателен. Заход из-за 1-ого ряжа, и только тогда с воды открывается вид на весь порог. В малую воду входу в правый рукав мешает множество мелкосидящих камней. На ПБ развалины избушки.
Сразу после Горшка к реке с ПБ на 50 м подходит автодорога. По ней до поселка Боровой 10 км. По реке чуть дальше. Еще будут простые порог Ялгонь и шивера Крайняя. Поселок Боровой находится на ЛБ, но с воды не виден, только лодочные сараи. Ориентир - мост автодороги, сразу за которым высадиться на ПБ. Здесь песчаная поляна и возможен подъезд на машине.
Автор текста Сергей Волков
Карелия, Костомукша, турклуб «Кипатры»
Источник: Водные пути окрестностей Костомукши.
Лоция реки Чирка-Кемь (Тикша - Боровой)
При аренде каяков мы предоставим подробную карту-лоцию реки Чирка-Кемь (ГШ в масштабе 1 см = 500 м.), отпечатанную в типографии на непромокаемой бумаге. На карте обозначены пороги, категории их сложности, подробное описание препятствий, места осмотра и стоянок.
КМ от стапеля | Описание |
0 |
Стапель у Андроновой горы. Отличный подъезд. Неплохая стоянка. |
5 |
Озеро Челгозеро. На правом берегу 4 стоянки. Одна лучше другой. Вообще на реке много стоянок и большинство из них большие. |
10 |
Ж/д мост. Под мостом маленький перекат. |
12 |
Разлив, в котором можно заблудиться. Ориентир – впереди видно мост. Идти под мост. Под мостом маленький перекат. |
15 |
Порог Хауда (2 к.с.). 100 м. Валы, небольшие бочки. Осмотр и обнос по ПБ. Стоянка сразу после порога по ПБ. |
16 |
Порог Кривой (3 к.с.). 150 м. На левом повороте реки. Сразу за порогом река делает правый поворот. На входе валы, далее в центре мощная бочка. Пробить её сложно, можно попробовать пройти правее. Осмотр с ПБ. |
16,5 |
Порог Тахко-падун (4 к.с.). Слив 1,5 метра по всей ширине реки. В центре котел. После порога шивера с валами и бочками. Скорость потока высокая. Справа, перед порогом, в разливе справа есть чалка и ручей, по которому можно провести лодки. Так же на правом, очень высоком (около 15 м.) берегу, отличная стоянка с шикарными видами. |
33 |
Порог Ледмозерский – 1 (1+ к.с.). 100 м. Валы, небольшие бочки. Осмотр с любого берега, т.к. тропинок нет. Можно идти сходу. |
34 |
Порог Ледмозерский – 2 (2 к.с.). 100 м. Валы, бочки. Осмотр с любого берега, т.к. тропинок нет. Можно идти сходу. Сразу за порогом на обоих берегах хорошие стоянки. На ЛБ стоянка получше. |
45 |
Порог Кильба (1 к.с.). 100 м. На правом повороте реки. Проходить без осмотра. |
49 |
Порог Омос (1 к.с.). 100 м. Проходить без осмотра. |
51 |
Порог Никутный (3 к.с.) 350 м. В сужении реки. В начале валы, в конце бочки. Осмотр с ПБ. Сразу после порога с ПБ небольшая стоянка. |
52 |
Серия из 4 шивер общей длинной около 600 м. Идти с ходу. |
53 |
Порог Железные ворота (1+ к.с.). 400 м. Идти без осмотра. |
54 |
Порог Битуш (по центру 2 к.с.). 150 м. В сужении русла. По центру порога бочка, но можно пройти порог с ходу по правому краю. На выходе в русле торчит огромный кусок скалы. |
55 |
Порог Грядовой (1 к.с.). 200 м. Идти без осмотра. |
57 |
Порог Рокконен (3 к.с.). 600 м. Осмотр по ПБ. Стоянка перед порогом в глубине ПБ. Порог мощный с обилием камней, валами и бочками, но можно их обойти слева. |
После Рокконена по центру огромный остров. Основное русло идет прямо, а мелкая протока направо. На правом высоком берегу этой протоки огромная ровная территория со множеством стоянок. Там есть жилые дома и магазин. |
|
59 |
Пороги Сосновые (2 к.с.). 700 м. Идти без осмотра. |
62 |
Сотые острова. Лабиринт между островов. Идти можно любым путем. Если держаться правого берега – будет хорошая стоянка, видно издалека песчаный берег. |
63 |
Порог Елисей (1 к.с.). 100 м. Идти без осмотра. |
64 |
Порог Олений (2 к.с.). Длина 1,5 км. Валы, небольшие бочки. Идти без осмотра. |
66 |
Порог Лоухи (1 к.с.). 200 м. Идти без осмотра. |
67 |
Порог Горшок (3 к.с.). 200 м. На правом повороте реки. В центре русла, вдоль, лежит каменный ряж. Слева от ряжа на входе большие валы и бочка, после которых много камней. Справа от ряжа порог выглядит спокойнее. Далее после центрального ряжа собран каменный ряж с правого берега, с которого удобно осмотреть порог. |
68 |
Порог Ялгонь (1 к.с.). 200 м. Идти без осмотра. Это последний порог на реке. |
69 |
Отличная стоянка на ПБ. До Борового осталось 7 км. Река имеет высокие песчаные берега со множеством хороших стоянок. |
76 |
Антистапель – после автомобильного моста, справа песчаный берег с большой стоянкой. Стоянка пользуется популярностью у местных жителей для алковозлияний по выходным. Так что ставить лагерь тут не советую. |
Порог Юма (5 к.с.), река Кепа. Если вы планируете посетить этот порог, то рекомендую прийти в Боровой рано утром, переночевав на 69 км реки. Путь от Борового до порога Юма занимает 2 часа. Сам порог протекает в узком каменном каньоне и при длине 150 м. имеет перепад высоты около 5 метров, 4 ступени. На пороге нет стоянки пригодной для установки палаток. |
Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью владельцев сайта и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается только с письменного согласия правообладателя.
При использовании материалов сайта электронными СМИ, прямая активная ссылка на источник обязательна.