Номер на карте |
Км от стапеля |
Описание |
|
0 |
Стапель: на 938 км трассы М-18 "Кола" (Санкт-Петербург - Мурманск), если ехать на север, после моста через реку Кузема есть съезд налево, на вытоптанную площадку. Безопаснее проехать 200 метров прямо и развернувшись на перекрестке съехать перед мостом на эту площадку. Сразу под мостом простенькая шивера.
|
|
1 |
Шивера. В русле плавают и торчат деревья.
Через 200 метров еще шивера. Далее русло расширяется и река становится длинным озером с высоким левым берегом.
|
|
2,5 |
Стоянка на левом берегу.
|
|
3,5 |
Сразу после ЛЭП стоянка на левом берегу.
|
1 |
6 |
Перед сужением русла стоянка на мысу на левом берегу. Далее четыре порожка на отрезке 700 м. Первый многолетний завал деревьев. Русло изгибается буквой S. По краям коридор из бревен.
|
|
|
Вторая и третья простые шиверы с камнями в русле.
Четвертый - порог. В русле камни, которые изменяют траекторию каяка. Приходится активно маневрировать.
|
2 |
7 |
Метров через 300 русло сужается. Мощный слив. Перепад 1 метр.
|
|
8,5 |
Русло расширяется, скоро озеро. Через 1 км стоянка на левом берегу.
|
|
|
Озеро Кутно. Ориентир в дальний правый угол. Перед выходом из озера хорошая стоянка на острове.
|
|
15 |
После выхода из озера в реку, через 700 метров разлив. На левом скалистом мысу отличная стоянка со столом и выложенной из камней костровищем. Один минус на этой стоянке – муравейник. Но не в стоянке дело, а в ориентации на местности. Войдя в разлив, не уйдите прямо – там озеро Узкое. Надо налево, мимо стоянки, в противоположный край небольшого озера. В центре выхода из озера остров. Обходить справа. Далее через 600 м. разрушенный мост.
|
3 |
16 |
Мост непроходной. Обнос по правому берегу.
|
|
|
За мостом начинается серия из 4-х порогов на отрезке около 1 км. Пороги не сложные. Быстроток с камнями в русле. Линия движения очевидна. На одном пороге бревно одной стороной лежит на берегу, а второй в воде. И поток несет именно на него. Сманеврировать не просто. После третьего из этих порогов, на левом берегу хорошая, но маленькая стоянка.
|
|
21 |
Порог на левом повороте реки. Длина 300 м. В начале порога завал бревен по центру. Русло делится на два. Справа высокий и острый слив. Слева три слива по 0,5 – 0,7 м. Левая сторона русла предпочтительнее. Далее держаться левого берега. На выходе быстроток с камнями в русле.
|
|
22 |
Порог на левом повороте реки. Длина 100 м. Быстроток. К середине порога скорость потока увеличивается. Линия движения очевидна. Сразу за порогом пара маленьких островов остаются справа. Река резко поворачивает на право.
|
|
24 |
Простая шивера. По центру травянистый остров. Справа большую часть руста перегородило дерево.
|
|
27 |
Упавшие деревья перегородили все русло. Слева маленький проход, только для одного каяка.
|
|
28,5 |
Упавшие деревья перегородили все русло полностью. Обнос по берегу. Берега болотистые.
|
|
32 |
Упавшие деревья перегородили русло. Справа маленький проход. Дальше две маленькие шиверы по 50 м.
|
|
33 |
Порог. Длина 100 м. Быстроток. Несколько обливников. Линия движения по центру. Быстрая скорость потока. В конце порога два слива по 0,3 – 0,5 м. На правом берегу хорошая стоянка. После порога несколько островов слева.
|
|
35 |
Шивера. Скорость потока низкая. Линия движения читается с воды. Стоянка на правом берегу. Дальше периодически встречаются маленькие шиверы.
|
|
37 |
Справа впадает Новая речка. Река делает резкий левый поворот. Через 300 м. порог. Длина 600 м. На входе небольшой слив. Далее в центре большой камень. Проходима левая сторона русла. Остальная часть порога – простая шивера. Она то разгонится, то стихнет. Примерно на 300 м. слева каменный выступ, а справа небольшой 0,5 м. слив. Скорость потока средняя. Все препятствия читаются с воды. Дальше периодически встречаются маленькие шиверы.
|
4 |
46 |
Порог 2 к.с. Высокий каменистый левый берег. На нем шикарная стоянка. Река делает левый поворот. Мощный слив с бочкой. Высота слива около 1 м. После слива есть возможность выгрести к левому берегу т.к. шивера начинается не сразу. Можно использовать порог для покатушек. Удобная тропа обноса по левому берегу под стоянкой. Шивера через 50 м. Длиной 150 м. Простая. После шиверы слева приток реки Сигма. Далее река становится заметно шире.
|
|
49 |
Шивера. Длина 400 м. После резкого поворота реки на право. На входе остатки деревянного моста. Левая часть русла завалена камнями. Проход по правой части русла. Дальше в русле много камней. Есть несколько маленьких сливов. Линия движения очевидна. Очень мелко. Камней не миновать.
|
|
50 |
Шивера на левом повороте реки. Длина 300 м. Вход у левого берега. Справа травянистый остров. Шивера очень мелкая. Дальше река поворачивает направо.
|
|
51,5 |
Сначала несложная шивера 400 м. Вход справа. Слева камни. В русле достаточно мелко и камни. Затем через 100 м. начинается порог. Справа каменный выступ. Река огибает его слева. Быстроток. Несколько сливов. Правая часть русла почище. Дальше небольшой плес (расширение русла влево) и на высоком левом берегу хорошая стоянка. Затем слева в русле остров из каменных плит. Русло сужается вправо. Там простой порожек. Сначала длинная шивера. Проход справа, слева камни. Дальше река поворачивает налево. Три маленьких слива. Общая длина 800 м. На выходе в центре остров с высокой елью.
|
|
54 |
Порог у острова. Длина 250 м. По центру остров. По центру на острове чалка. Есть небольшая стоянка. Река с двух сторон. Правая сторона 4 слива. Резкие острые ступени. Очень мелко. В месте соединения реки правая протока очень мелкая. Левая протока предпочтительнее. В начале один пологий слив. А дальше шивера с быстрым течением. На выходе слева камни. Линия движения очевидна.
|
|
55 |
На правом повороте реки. В центре огромный камень. Вход с двух сторон от камня, но слева слив с острой каменной плиты и дальше камни. А справа слив 0,5 м. и дальше быстроток и простая шивера. Общая длинна порога 1,3 км. Скорость потока быстрая. Все препятствия читаются с воды.
|
|
|
Через 300 м. три острова. Идем по основному потоку (первый остров обходим справа, 2 и 3 слева). Около второго острова на входе идти левее (слив ровнее), справа мелко. После выхода справа остаются еще два острова. Дальше плес.
|
|
57 |
Шивера. Длина 700 м. Быстроток. Заметно падение уровня воды. Одна струя. Камни в русле. Линия движения очевидна.
|
5 |
58 |
Порог 2 к.с. Появляется резко. Высокий каменистый левый берег. Шикарная стоянка, но после порога. Возможности причалить до порога для просмотра, нет. Перед порогом небольшой разлив. В центре камни делят русло на два. Левое – слив 0,5 м. с бочкой. Правое – огибает лежащие в центре камни и с поворота косым сливом входит в общее русло. Предпочтительнее правая сторона. Дальше быстроток. Затем шивера и в конце в русле камни – обходить справа. После порога на правом берегу стоянка.
|
|
59 |
Порог. Общая длина 800 м. Русло петляет. Скальные выступы. В русле много камней. В центре порога сужение русла и слив 0,3 м., а затем большой остров – обходить справа. Хоть там и получше, но без проводки в конце не обойтись. На выходе в центре остров.
|
6 |
60 |
Через 200 м плеса – слив. 2 к.с. По всей ширине русла каменная плита. В центре торчат камни. Слева воды мало и торчат камни. Справа слив очень мощный и проходная бочка.
|
|
62 |
Порог Морской. 2-километровый порог. В русле заметно больше камней. На входе упираешься в огромную скалу перегородившую половину русла. Русло уходит вправо, огибая эту скалу. На скале хорошая стоянка. Русло одно. Линия движения очевидна. Метров через 200 два слива по 0,5 м. держаться правее.
|
|
|
Антистапель – после появления справа деревни Старая Кузема, причаливаем к берегу в разлив за рыбацким мостком.
|
|
|
Внимание! Местные жители часто перетягивают русло реки капроновыми веревками на которые вешают сети. Будьте внимательны!!!
|