Посмотреть на карте →
Ту́нгуда (Бо́хта) — река в Карелии.
- Исток — озеро Пертъярви (п.Пертозеро, Сегежский р-он)
- Впадает в р.Нижний Выг (Беломоро-Балтийский канал).
- Протяженность реки — 128 км.
- Общее падение уровня — 63 м.
Сплавной участок от п.Новое Машезеро до трассы Кола:
- Протяженность — 58 км.
- Падение уровня воды — 48 м (0.57 м/км).
- Крупных озёр — нет.
- Порогов 3 к.с. — 2 шт.
- Порогов 4 к.с. — 1 шт.
- Мест аварийных сходов — 1 (мост трассы Кола).
- Выход в море — нет.
- Пригодна для сплава — май, июль.
Заброска - п. Новое Машезеро, (92 км от ст.Беломорск).
Выброска - мост трассы Кола, ст. Идель.
↓ подробная лоция ↓Сплавной участок 58 км (от Нового Машозера до трассы Кола) имеет падение уровня воды 48 метров. Пригодна для сплава до середины июля. Основные препятствия сконцентрированы на 8-километровом отрезке перед трассой Кола. Берега болотистые. Стоянок мало и в основном все они маленькие (2 – 3 палатки). На отрезке от порога Тимонин до оз.Луголампи (около 15 км) нет ни одной стоянки. В связи с этим лучше проходить реку за три дня. Первый – 25 км до порога Корбокошки, второй – 25 км до оз.Луголампи или 28 км до стоянки на пороге Ряжи арбата, третий – 5 км до моста трассы Кола или 30 км до ст.Идель.
Пороги реки до оз. Луголампи короткие быстротоки с камнями в русле не выше 2+ к.с. Бочка одна на Корбокошках, непроходимых порогов нет. Все пороги можно проходить без просмотра, да и возможностей для просмотра нет – болото. Пороги от Луголампи до трассы Кола (8 км) – это длинные быстротоки с каменными руслами. Там есть и бочки и обливники. Все препятствия читаются с воды, но не всегда есть возможность для маневра. Течение быстрое. В высокую воду вы можете проскочить поверх камней, пару раз задев камни днищем, а в низкую воду придется усиленно маневрировать.
Пороги требующие предварительного осмотра: Корбокошки (2+ к.с.), Арбатский (3 к.с.), Кривой (3 к.с.), Падун (4 к.с.).
Видео порогов реки Тунгуда смотрите на YouTube канале GANSO.
Лоция реки Тунгуда (2020 год)
Лоция рекомендована для прохождения рек на полиэтиленовых каяках, которые не так требовательны к препятствиям на воде и подготовке гребцов, как другие типы лодок (каркасные, каркасно-надувные или надувные).
При аренде каяков мы предоставим подробную карту-лоцию реки Тунгуда (ГШ в масштабе 1 см = 500 м.), отпечатанную в типографии на непромокаемой бумаге. На карте обозначены пороги, категории их сложности, подробное описание препятствий, места осмотра и стоянок.
Км от стапеля |
Описание |
0 |
Стапель – мост в д.Новое Машозеро. Место удобное. Деревянная площадка на правом берегу. Далее через 3 км небольшая шивера и дальше до выхода из оз.Машозеро (11 км) порогов нет. Но зато на этом отрезке я насчитал около 10 стоянок. Все они небольшие, на 2 – 3 палатки. |
14 км |
Выход из оз.Машозеро - это две узкие (5 метров) протоки длиной 20 м. (идти можно в любую), которые сливаются в порог общей длиной 350 м. В правой протоке обливник. Порог быстрый, но не сложный. Видимых препятствий нет. Просмотр с правого берега. Далее левый поворот реки и через 100 метров еще один несложный порог, длиной 100 м. |
17 км |
Озеро Верхняя Козеламбина. Стоянка в конце озера на правом берегу острова. |
20 км |
Озеро Нижняя Козеламбина. На выходе из озера в центре остров. Идти в левую протоку. Порог длиной 150 м, с быстрым течением и большим острым камнем в центре. Идти по струе. Далее правый поворот. На левом берегу, в начале порога, отличная стоянка. Далее две несложные шиверы. В большую воду совсем простые, затем озеро Нижнее Машозеро. |
24 км |
Еще пара несложных шивер перед разрушенным мостом. На левом берегу у моста стоянка. |
26 км |
Порог Корбокошки. 2+ к.с. Длинный (250 м.), мощный, с бочкой в начале слева и левым поворотом. Проходить лучше у правого берега. Возможности для просмотра нет. Справа на мысу отличная стоянка. |
31 км |
На входе в озеро Корбоярви на правом берегу хорошая стоянка. Первая стоянка после Корбокошек. |
35 км |
Порог Тимонин. 2 к.с. Длина 100 м. Слив 0,5 м. Русло усеяно камнями. Все препятствия читаются с воды. Возможности для просмотра нет. Через 100 метров за левым поворотом аналогичный порог. Тоже со сливом, но короче Тимонина. |
Через 500 метров после правого поворота в сужении русла порог Черный с хорошей стоянкой на левом берегу. Сам порог очень простой. Следующая приличная стоянка у Деккалручья до которой 15 км. |
|
38 км |
Серия порогов общей протяженностью 800 м. Река делает букву S и имеет промывы усыпанные камнями. Сначала быстроток хорошим напором уносит к левому берегу. Затем надо выгребать резко в правый поворот, иначе унесет в узкий каменный пролив. Камни острые и звук от контакта их с лодкой наводит ужас. Возможностей для просмотра нет. Перед третим порогом справа большая ряжевая стенка к которой можно прижаться для осмотра. Затем маленький остров, слева от которого пологий порог - 150 м, а справа крутой порог - 50 м. |
39 км |
На левом повороте реки бурлящий порог полный камней. Длина 100 м. Сужение русла. Ряжевые стенки. Остановиться перед ним нереально. |
41 км | Порог похожий на предыдущий, но более узкий проход. Камней в русле больше. Маневрировать сложнее.
Дальше порогов нет. Есть небольшие перекаты под названиями Торсовый и Островской. По крайней мере в большую воду это не пороги. |
50 км |
Озеро Луголампи. В конце его справа на островке долгожданная стоянка. Дальше начинается самое интересное. После острова прямо уходит Деккалручей, а нам налево. Обходим остров по правой протоке. |
53 км |
Ряжи Арбата 2 к.с. это 5 несложных шивер, каждая по 50 – 100 метров на отрезке 5 км (до поворота реки направо). Течение быстрое. Камни. Идти по струе. После поворота реки на право, примерно через 1 км по центру остров. Обходим его слева и на высоком левом берегу последняя на реке приличная стоянка. Она просто шикарная. Рядом с ней несложный, но быстрый порог Песчаный. |
57 км |
Через 500 метров после стоянки река превращается в непрерывный, мощный, бурлящий поток. Это порог Арбатский, 2 к.с. (длина 600 м.) затем плес 300 м. Затем порог Кривой, 3 к.с. (длина 100 м.) Затем плес 350 м, в котором необходимо причалить к левому берегу и просмотреть порог Шумный, 2 к.с. (длина 500 м.), который упирается в Падун, 3 к.с. |
Падун появляется внезапно за левым поворотом (большой камень по центру русла). Проходить желательно только в высокую воду и только у левого берега. Правым берегом проходить порог не советую - там плита, при сходе с которой можно хорошо приложиться кормой. Если же унесло к правому берегу, то перейти к левому неудастся. Течение сильное. Обноса по правому берегу нет. Можно подвести лодку по колено в воде по камням максимально близко к порогу и перенести её по каменистой тропе в Деккалручей, затем переплыть на левый берег и обнести по нему лодку выше порога. Путь сложный, но единственный, если решили пройти порог, но перед порогом не удалось уйти к левому берегу. Вдоль левого берега тропа обноса тоже не асфальтированная, но поровней будет. |
|
Через 800 метров еще один порог Березовый. С камнями и торчащими бревнами. Но русло широкое, есть пространство для маневра. Через 1 км от него автомобильный мост трассы Кола. Дальше до п.Идель порогов нет. |
Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью владельцев сайта и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается только с письменного согласия правообладателя.
При использовании материалов сайта электронными СМИ, прямая активная ссылка на источник обязательна.