Во́ньга — река на севере Карелии.
Исток — озеро Энгозеро.
Впадает в Белое Море.
Протяженность реки от ст.Энгозеро до впадения в Белое море — 155 км.
Общее падение уровня — 71.4 м (в основном на порогах в нижнем течении).
Сплавной участок (от 952 км трассы Кола до Белого моря + 15 км по морю в губу Куземскую) — 118 км.
Падение уровня воды на сплавном участке — 80 м.
В начале реки много красивейших озер, в конце - достаточно мощные пороги.
Пороги, требующие предварительного осмотра: Собачий - (4 к.с.), Вяккер (3 к.с.).
Протяженность сплава:
– 118 км (5 дней) от 952 км трассы Кола. Заброска – 952 км трассы Кола (70 км от ст.Лоухи, 110 км от ст.Кемь).
– 168 км (7 дней) от ст.Энгозеро. Заброска – ж/д станция Энгозеро.
Выброска – о-в Луда Сеннуха (8 км до ж/д станции Кузема, 140 км до ст.Лоухи, 120 км до ст.Кемь).
Воньга, Кузема и Поньгома – три реки, текущие практически параллельно. На них удобный стапель - от трассы Кола, и антистапель: все три реки стекаются в район ст.Кузема, откуда можно уехать поездом. Воньга из этих трех рек, самая протяженная, хотя падения уровня воды такое же. На маршруте много крупных озер и погрести по спокойной воде придется в два раза больше, а если стартуете с Энгозера - в три раза.
Изучив много лоций, от порогов Воньги ожидал большего. Но на деле категории сложности порогов оказались явно завышены. В основном, это каменистые шиверы проходимые без осмотра. Обязателен осмотр порога перед выходом в Пильдозеро (низкий мост), Собачего и Вяккера.
При переходе 15 км про Белому морю в Куземскую губу будьте внимательны, по пути много мелких островов и если заблудитесь между ними, то 15 км легко могут превратиться в 30 км. А в условиях моря преодолеть их не просто. Обязательно следите за прогнозом и направлением ветра. Мегафон уже ловит.
Перед выходом в Белое море запаситесь пресной водой, так же на островах можно найти воду в каменных расщелинах. Не менее важно иметь запас еды на несколько дней, на случай если придется пережидать шторм на острове.
Итог: если вы любитель гребли по спокойной воде и в копилке ваших порогов не хватает Собачего и Вяккера, а отмахать 100 км до них в удовольствие, то ниже для вас лоция.
Видео порогов реки Воньга смотрите на YouTube канале GANSO.
ЛОЦИЯ РЕКИ ВОНЬГА (2020 ГОД)
Лоция рекомендована для прохождения рек на полиэтиленовых каяках, которые не так требовательны к препятствиям на воде и подготовке гребцов, как другие типы лодок (каркасные, каркасно-надувные или надувные).
При аренде каяков мы предоставим подробную карту-лоцию реки Воньга (ГШ в масштабе 1 см = 500 м.), отпечатанную в типографии на непромокаемой бумаге. На карте обозначены пороги, категории их сложности, подробное описание препятствий, места осмотра и стоянок.
Номер на карте | Км от стапеля | Описание |
0 |
Стапель: на 952 км трассы М-18 "Кола" (Санкт-Петербург - Мурманск), на перекрестке повернуть налево. Через 2 км, перед деревянным мостом через реку Верхняя Куземка, стоянка на левом берегу. |
|
Далее река петляет и до автомобильного моста в сужениях русла пять несложных, мелких и каменистых перекатов. |
||
1 | 2,5 км |
Под автомобильным мостом порог, длина 100 м. В конце порога - прямо мель, в центре камни и бревна. Основное течение делает резкий левый поворот, куда самостоятельно не выгрести – перед ним у левого берега мешают поваленные деревья и поток прижимает лодку к камням. Варианты: или проводка по мели прямо, или страховка в левом повороте. |
8,5 км |
Между Челозером и Майозеров (после разрушенного моста) несложный порог с быстрым течением. |
|
2 | 12,5 км |
На выходе из Майозеро низкий мост. Проходим на отрицательной скорости, наклонив голову. |
3 | 16,5 |
Порог перед выходом в Пильдозеро. Река делает правый поворот и сразу левый, русло сужается и начинается порог. Длина 100 м. Быстроток с камнями в русле. После середины порога небольшой левый поворот, в котором у правого берега два больших обливника. Течение несет на них, надо выгребать влево. На выходе из порога мост. Очень низкий, не проходной. Перед мостом надо резко выгребать к правому берегу. Без страховки сделать это сложно. Мост обносить по правому берегу. Просмотр по правому берегу, обязателен. Для уверенного и безопасного прохождения желательно поставить двух страхующих (у обливника и перед мостом). |
Пороги между Пильдозером и Синдамозером – не пороги вовсе. |
||
4 |
При выходе из Синдамозера в губу Безрыбья – на противоположном берегу виден пляж. Там шикарная стоянка, дерево туристов и тропа для обноса, сокращающая путь в Мурамозеро на 6 км. Да, именно тропа для обноса с камнями, с крутым подъемом в гору и спуском с горы. Многие в лоциях пишут про волок. Но волок – это волочить. А тут возможно только переносить лодки на руках, предварительно их разгрузив. |
|
5 | 50 км |
Порог Кошка (1+ к.с.). Длина 400 м. После правого поворота реки постепенно расширяется русло и начинается порог. В русле много камней, которые нельзя не задеть. Основная струя петляет от одного берега к другому и обратно. В конце порога левый поворот и за ним остатки моста. В центре остался деревянный ряж (опора моста). Проходим с обоих сторон. |
6 | 55 км |
Порог Гагаринский (2 к.с.). Длина 400 м. Вначале мелкая каменистая шивера. Течение петляет от берега к берегу. Через 200 метров река поворачивает направо. Течение усиливается. Основной струи нет. Все русло бурлит, валы, обливники. Линия движения очевидна. Все препятствия читаются с воды. Проходим без осмотра. |
7 | 59 км |
После озера Кодагуба подряд два порога Прямой и Кривой (2 к.с.). Быстроток с валами. Камней не много, но есть обливники. Скорость течения средняя. На выходе мелкая шивера. Общая длина двух порогов около 1 км. |
8 | 64,5 км |
Порог Горбатый (2 к.с.). Длина 600 м. После разлива, на правом повороте реки. В самом пороге река поворачивает налево. Быстроток, в русле много камней. Скорость течение средняя. Основная струю петляет. Проходим без осмотра. |
9 | 72 км |
Порог Чекень (2 к.с.). Длина 300 м. На правом повороте реки. Быстроток с камнями в русле. Русло в пороге поворачивает налево, затем разлив и выходная мелкая шивера. Проходим без осмотра. |
10 | 82,5 км |
Порог Собачий (4 к.с.). Длина 800 м. В начале 400 метров - быстроток. Скорость течения средняя. Проходим без осмотра, ближе к левому берегу. Затем в русле выступают крупные, острые камни. Перед ними причалить к левому берегу. Ориентир - якорь на камне. Крупные, хаотично торчащие камни, между которых река течет узкими сливами с перепадом высоты до 1 метра. Проходим на отрицательной скорости, у левого или правого берега (смотри видео). Осмотр обязателен. Осмотр и обнос всего порога по левому берегу. |
11 | 88,5 км |
Порог Вяккер (3 к.с.). Длина 1 км. Красивый и интересный порог. Быстрое течение. Широкое русло. Много камней, есть обливники, но есть и возможность для маневра. Линия движения очевидна. В середине порога крутой слив более 1 метра. Проходим у левого берега. Его желательно просмотреть. Просматривать весь порог нет смысла. Все препятствия читаются с воды. Осмотр с обоих берегов, но лучше с левого. |
12 | 92 км |
Порог Ассу (2 к.с.). Длина 800 м. Быстроток с камнями в русле. Скорость течения средняя. Все препятствия читаются с воды. Проходим без осмотра. |
13 | 103,5 км |
Порог Морской. Длина 1 км. Быстроток с камнями в русле. Скорость течения средняя. Все препятствия читаются с воды. Проходим без осмотра. Сразу за порогом на левом берегу хорошая стоянка, где можно переждать ветер перед выходом в море. |
Далее русло заметно расширяется. В отлив мелко. Выходим в море и направо в сторону мыса Качнаволок 3 км. Затем поворачиваем на юго-запад. Через 2,5 км на острове Золотуха отличная стоянка (много ягод). Далее на юго-запад до острова Куземский 4,5 км и на запад до антистапеля (остров Луда Сеннуха) 3 км. |
Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью владельцев сайта и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается только с письменного согласия правообладателя.
При использовании материалов сайта электронными СМИ, прямая активная ссылка на источник обязательна.