Посмотреть на карте →
Во́ньга — река на севере Карелии.
- Исток — озеро Энгозеро.
- Впадает в Белое Море.
- Протяженность реки от ст.Энгозеро до впадения в Белое море — 155 км.
- Общее падение уровня — 71.4 м (в основном на порогах в нижнем течении).
Сплавной участок (от 952 км трассы Кола до Белого моря + 15 км по морю в губу Домашнюю):
- Протяженность — 102 км (без учета моря).
- Падение уровня воды — 80 м (0.77 м/км).
- Крупных озёр — 5 (Челозеро, Майозеро, Пильдозеро, Синдамозеро, Мурамозеро)
- Общая протяженность озёр — 38 км (36%).
- Порогов 3 к.с. — 1 шт.
- Порогов 4 к.с. — 1 шт.
- Мест аварийных сходов — нет.
- Выход в море — есть.
- Переход по морю — обязателен при сплаве на каяках (+ 15 км в губу Домашнюю).
- Пригодна для сплава — весь сезон.
Заброска – 952 км трассы Кола (110 км от ст.Кемь).
Выброска – о-в Луда Сеннуха (8 км до ж/д станции Кузема).
↓ подробная лоция ↓Воньга, Кузема и Поньгома – три реки, текущие практически параллельно и стекающиеся в район станции Кузема. Воньга, из этих трех рек, самая протяженная, хотя падения уровня воды сравнимо с Поньгомой и Куземой. На Воньге много крупных озёр и погрести по спокойной воде придется в два раза больше (по сравнению с Куземой или Поньгомой), а если стартуете с Энгозера - в три раза.
Я знаю три варианта степеля. Возможно их больше, но я был только на этих трёх.
Первый вариант – это поселок Энгозеро. В этом случае вам придется пройти 40 км по большому озеру до истока реки, перед которым будет Пайозеро – это второй вариант стапеля.
Западный берег Пайозера находится в 1,5 км от трассы Кола. Дорога только для танка, да и стоянка на Пайозере не годится для установки лагеря, а вход в озеро густо зарастает травой. Но этот вариант стапеля позволяет миновать Энгозеро, а сплав до выхода в море составит 103 км. Но и без Энгозера озёр на маршруте хватает. Всего на этом маршруте 45 км озёр + 15 км по морю.
Третий вариант – река Верхняя Куземка. Стапель находится на 952 км трассы Кола. При движении на север, не доезжая 1,5 км до моста через Верхнюю Куземку, будет поворот налево. Через 1,5 км после поворота будет деревянный мост через Верхнюю Куземку. Это исток реки на выходе из озера Северное Хаттомозеро. На левом берегу, перед мостом отличная стоянка. Сплав отсюда до выхода в море составит 103 км. Всего на этом маршруте 40 км озер + 15 км по морю.
Уровень воды в Воньге падает к середине сезона. Особенно это заметно по порогу Собачий. Но Собачий редко кто проходит, а остальные пороги во второй половине лета вполне проходимы. Ну а если дожди добавят воды в Энгозеро, то уровень в реке поднимается быстро.
Связи на реке нет. Мегафон и МТС начинают ловить на выходе в море. Место для аварийного схода – станция Воньга, до которой 2 км пешком после порога Ассу. Поезда на ст.Воньга не останавливаются, только электричка, на которой можно доехать до Кеми.
При переходе по Белому морю в Домашнюю губу будьте внимательны, по пути много мелких островов и если заблудитесь между ними, то 15 км легко могут превратиться в 30 км. А в условиях моря преодолеть их не просто. Обязательно следите за прогнозом и направлением ветра.
Перед выходом в Белое море запаситесь пресной водой, так же на островах можно найти воду в каменных расщелинах. Не менее важно иметь запас еды на несколько дней, на случай если придется пережидать шторм на острове.
Выйдя в море идите 5 км на юго-восток, затем поверните на юго-запад и через 2 км будет остров Золотуха, где можно отдохнуть и переждать шторм перед морским переходом. Во второй половине июля на этом острове много морошки. Пройдя открытый участок моря и зайдя в Домашнюю губу, остановитесь на Шангострове – там отличная большая стоянка с песчаными пляжами. У меня на канале есть видеообзор стоянок на Шангострове и вокруг него. Ссылка внизу.
Антистапель - за островом Луда Сеннуха причаливайте к левому берегу. Там стоянка, на которую есть заезд. Мимо проходит дорога соединяющая деревню Поньгома и станцию Кузема, до которой около 8 км. В Куземе есть продуктовый магазин и пекарня, да и вообще это вполне жилой поселок и на станции останавливаются большинство поездов.
Заброску на верхнюю Кузёмку и на Пайозеро лучше делать со ст.Кузема или со ст.Кемь. Если приезжаете на своей машине, то лучше оставить ее в Куземе или Поньгоме и местные жители забросят вас на реку.
Сложных порогов два, Собачий и Вяккер. В начале сезона сложность порогов выше. Собачий по большой воде опасный, а в низкую воду можно просочиться между камнями.
В итоге: если вы любитель гребли по спокойной воде и в копилке ваших порогов не хватает Собачего и Вяккера, а отмахать 100 км до них в удовольствие, то ниже для вас лоция.
ЛОЦИЯ РЕКИ ВОНЬГА
При аренде каяков мы предоставим подробную карту-лоцию реки Воньга (ГШ в масштабе 1 см = 500 м.), отпечатанную в типографии на непромокаемой бумаге. На карте обозначены пороги, категории их сложности, подробное описание препятствий, места осмотра и стоянок.
Км от стапеля | Описание |
0 |
Стапель: на 952 км трассы М-18 "Кола" (Санкт-Петербург - Мурманск), на перекрестке повернуть налево. Через 1,5 км, перед деревянным мостом через реку Верхняя Куземка, стоянка на левом берегу. |
Далее река петляет и до автомобильного моста в сужениях русла пять несложных, мелких и каменистых перекатов. |
|
2,5 км |
Под автомобильным мостом порог, длина 100 м. В конце порога - прямо мель, в центре камни и бревна. Основное течение делает резкий левый поворот, куда самостоятельно не выгрести – перед ним у левого берега мешают поваленные деревья и поток прижимает лодку к камням. Варианты: или проводка по мели прямо, или страховка в левом повороте. |
8,5 км |
Между Челозером и Майозером (после разрушенного моста) несложный порог с быстрым течением. |
12,5 км |
На выходе из Майозера низкий мост. Проходим на отрицательной скорости, наклонив голову. |
16,5 |
Порог перед выходом в Пильдозеро. Река делает правый поворот и сразу левый, русло сужается и начинается порог. Длина 100 м. Быстроток с камнями в русле. После середины порога небольшой левый поворот, в котором у правого берега два больших обливника. Течение несет на них, надо выгребать влево. На выходе из порога мост. Очень низкий, не проходной. Перед мостом надо резко выгребать к правому берегу. Без страховки сделать это сложно. Мост обносить по правому берегу. Просмотр по правому берегу, обязателен. Для уверенного и безопасного прохождения желательно поставить двух страхующих (у обливника и перед мостом). |
Пороги между Пильдозером и Синдамозером – не пороги вовсе. |
|
При выходе из Синдамозера в губу Безрыбья – на противоположном берегу виден пляж. Там шикарная стоянка, дерево туристов и тропа для обноса, сокращающая путь в Мурамозеро на 6 км. Да, именно тропа для обноса с камнями, с крутым подъемом в гору и спуском с горы. Многие в лоциях пишут про волок. Но волок – это волочить. А тут возможно только переносить лодки на руках, предварительно их разгрузив. |
|
50 км |
Порог Кошка (1+ к.с.). Длина 400 м. После правого поворота реки постепенно расширяется русло и начинается порог. В русле много камней, которые нельзя не задеть. Основная струя петляет от одного берега к другому и обратно. В конце порога левый поворот и за ним остатки моста. В центре остался деревянный ряж (опора моста). Проходим с обоих сторон. |
55 км |
Порог Гагаринский (2 к.с.). Длина 400 м. Вначале мелкая каменистая шивера. Течение петляет от берега к берегу. Через 200 метров река поворачивает направо. Течение усиливается. Основной струи нет. Все русло бурлит, валы, обливники. Линия движения очевидна. Все препятствия читаются с воды. Проходим без осмотра. |
59 км |
После озера Кодагуба подряд два порога Прямой и Кривой (2 к.с.). Быстроток с валами. Камней не много, но есть обливники. Скорость течения средняя. На выходе мелкая шивера. Общая длина двух порогов около 1 км. |
64,5 км |
Порог Горбатый (2 к.с.). Длина 600 м. После разлива, на правом повороте реки. В самом пороге река поворачивает налево. Быстроток, в русле много камней. Скорость течение средняя. Основная струю петляет. Проходим без осмотра. |
72 км |
Порог Чекень (2 к.с.). Длина 300 м. На правом повороте реки. Быстроток с камнями в русле. Русло в пороге поворачивает налево, затем разлив и выходная мелкая шивера. Проходим без осмотра. |
82,5 км |
Порог Собачий (4 к.с.). Длина 800 м. В начале 400 метров - быстроток. Скорость течения средняя. Проходим без осмотра, ближе к левому берегу. Затем в русле выступают крупные, острые камни. Перед ними причалить к левому берегу. Ориентир - якорь на камне. Крупные, хаотично торчащие камни, между которых река течет узкими сливами с перепадом высоты до 1 метра. Проходим на отрицательной скорости, у левого или правого берега (смотри видео). Осмотр обязателен. Осмотр и обнос всего порога по левому берегу. |
88,5 км |
Порог Вяккер (3 к.с.). Длина 1 км. Красивый и интересный порог. Быстрое течение. Широкое русло. Много камней, есть обливники, но есть и возможность для маневра. Линия движения очевидна. В середине порога крутой слив более 1 метра. Проходим у левого берега. Его желательно просмотреть. Просматривать весь порог нет смысла. Все препятствия читаются с воды. Осмотр с обоих берегов, но лучше с левого. |
92 км |
Порог Ассу (2 к.с.). Длина 800 м. Быстроток с камнями в русле. Скорость течения средняя. Все препятствия читаются с воды. Проходим без осмотра. |
103,5 км |
Порог Морской. Длина 1 км. Быстроток с камнями в русле. Скорость течения средняя. Все препятствия читаются с воды. Проходим без осмотра. Сразу за порогом на левом берегу хорошая стоянка, где можно переждать ветер перед выходом в море. |
Далее русло заметно расширяется. В отлив мелко. Выходим в море и направо в сторону мыса Качнаволок 3 км. Затем поворачиваем на юго-запад. Через 2,5 км на острове Золотуха отличная стоянка (много ягод). Далее на юго-запад до острова Куземский 4,5 км и на запад до антистапеля (остров Луда Сеннуха) 3 км. |
Все опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью владельцев сайта и защищены законом. Любое копирование, воспроизведение или цитирование (полное или частичное) разрешается только с письменного согласия правообладателя.
При использовании материалов сайта электронными СМИ, прямая активная ссылка на источник обязательна.